02:50 

Как слэшеры читают не-слэш: инсайд

Альвхильд
Сначала ссылки: "Мятежный дом", обсуждаемая сцена - из 14-й главы, самое начало.

14.01.2013 в 19:46
Пишет Луче Чучхе:

Дочитываю я "Мятежный дом" Чигиринской.
Читаю сцену, где Моро, загримированный под гема, находит Дика.
И в чем фишка - я про это сцену заранее была наслышала и проспойлерена, причем довольно подробно. И из спойлеров в курсе была, что Моро там уже совсем плох и сильно поехал крышей, и вот именно из этой сцены это очень хорошо видно. Я, значит, предвкушала.

Но штука в том, что эта сцена чисто внешне, по тому, как построена, конкретно напоминает фиковые, слэшные, нон-конные и херт-комфортовые штампы. Даже не так - вся линия Моро и Дика _внешне_ напоминает слэшные штампы, ну вот, видно, специально так написана. В эту форму, однако, вписано совершенно не-фиковое и не-слэшное содержание, довольно явственно и четко вписано. Можно, конечно, отбросить все, что не вкладывается в слэшный штамп, но тогда все, что есть в линии интересного, теряется нафиг. Ну, я была в курсе своей привычки к слэшному прочтению, так что обращала внимание на то, чтобы на "слэше" этом нечаянно не зависнуть.

А с этой сценой незадача вышла. Я ее, сцену, вообще не узнала.
Как линия и сцена построены, что там от слэшного штампа: по херт-комфортски - один из героев воспылал страстью к другому и причинил тому какой-то вред, в том числе, например, несколько раз изнасиловал. Никакого нон-конного ужас-ужаса, фистингов и использования бит, жертва даже научилась получать какое-никакое физическое удовольствие. Но изнасилование. А потом жертва ускользнула или еще почему-то стала недоступна, или даже не ускользнула, как бы то ни было, "плохой" герой начал осознавать, как он не прав. И вот любовь его была так сильна, что его изменила, он стал искупать свои вину и ошибку, бывшей жертве помогать, наказывать себя, вплоть до суицидных мыслей, ну и так далее. Не обязательно все заканчивается взаимной любовью и счастливой совместной жизнью насильника и жертвы, жертва может так и не "полюбить" насильника (если фик ну очень продвинутый). Но главное остается - "искупление" является естественным продолжением "преступления", и то, и другое продиктовано одним и тем же чувством, а именно любовью, страстью (пусть даже нездоровой), "искупающий" действительно, на самом деле что-то искупает (независимо от того, насколько его действия полезны, если смотреть реалистично) - жертва еще может искупление не оценить (хотя в очень редких случаях), а вот читатель обязательно должен проникнуться. Любоф же. Страсть, с которой невозможно было бороться, бла-бла-бла.
В общем, читателям кинкового слэшика этот штампованный расклад наверняка знаком.

И в этой сцене бывший насильник, Моро, ищет и находит бывшую жертву, Дика. У Дика полно проблем, его много раз пытались убить, он скрывается, а Моро вроде как предлагает помощь. И даже предлагает себя убить, если Дик ему не доверяет - он, мол, все так подготовил, что даже если Дик его убьет, все равно помощь будет.
Короче, вот так я все это и прочитала - по-фанфиковому. :facepalm3: Слова Моро для меня звучали совершенно _нормально_ и здраво. Когда Дик тут же сделал вывод, что Моро явно едет крышей, я удивилась. Когда в следующей сцене с Моро и другим персонажем Моро вел себя как явный псих, мне было странно.
Я с тех пор эту сцену перечитывала, и, в общем, если напрячься, я могу прочитать ее нормально, я вижу, в чем проявляется безумие Моро, вот только приходится сильно скрипеть мозгами и объяснять себе буквально на пальцах. А если _просто читать_ - ну "всенормально же". :facepalm3: А чо такого? Какое безумие? Расклад настолько привычен, я столько раз читала ровно такие же штуки, написанные совершенно нереалистично, что реалистическое чтение включаю только с большим трудом. А если бы не была проспойлерена, с немалой вероятностью решила бы, что это на Дика слишком много свалилось, вот он и... фантазирует. :facepalm3:
Отака хуйня, малята.

URL записи

И вот еще, о том, как воспринимаются кинки:

05.10.2012 в 22:17
Пишет Луче Чучхе:

И еще про как оно работает.
Текст на РСИЯ, слэш, ориджинал, "Трудно быть магом" - awards.ruslash.net/node/408
Используется для примера, чтобы показать мелкие фанфикшеновые приемы создания специфического текста (не знаю пока, как его назвать, пока называла кинковым фиком, но вот здесь у нас ориджинал, хотя, по-моему, он плоть от плоти фандомов).

Речь об одной фразе (выделенной) : "Транг успел переодеться и, по-видимому, принять ванну. Ему-то разводить огонь и согревать воду не требовалось. Эшли молча поставил кружку на столик у кресла и направился к выходу. Общество мага, как и раньше, удовольствия не доставляло, а распоряжений новых не было".
Теперь контекст - это почти начало текста, день назад Транг пытал Эшли, довольно жестоко, чтобы выведать информацию о некой принцессе, магией выведал, Эшли считает, что принцессу убьют или она уже мертва. Сразу после Транг обманом взял Эшли в ученики, фактически в рабство (Эшли не может не покоряться прямым приказам, не может покончить жизнь самоубийством) и пообещал изнасиловать (Эшли обещанию поверил, репутация у Транга заслуженно плохая, с того, что именно заслуженно, начинается текст - первые строки буквально).

Так вот, с одной стороны фраза полностью правдива, не придерешься - общество Транга действительно не доставляет Эшли удовольствия.
Но это довольно "легкая фраза" - по тому, как употребляется в реале, с чем ассоциируется, как звучит. Так часто говорят, когда речь о человеке с противным голосом, о мелком пакостнике или просто несимпатичном человеке. В ней самой, в том, как она построена, заложено, что общество этого человека могло бы доставлять удовольствие, но вот... Так сложилось, что не доставляет. "Как и раньше" отсылает нас к прошлому, описанному в тексте, а в прошлом были пытки, вынужденное предательство, мысли о самоубийстве и страх изнасилования. Т. е. это было время, когда общество мага тоже не доставляло удовольствия. Вот так обозначены пытки - не доставляли они удовольствия. Так описано попадание в рабство.

Итак, если воспринимать текст как реалистический (маги этому не помеха), то эта фраза показывает отсутствие психологической достоверности, маленькое вранье о состоянии героя. Вряд ли только что пытанные вот так все воспринимают и так думают о происходящем. И боящиеся изнасилования. И только что порабощенные. А если они так думают и ощущают, то являются ну очень специфическими людьми, и это _уже_ должно быть отображено в тексте. Если это реалистический текст, то он, если судить по этой фразе - он плох.

Но штука в том, что "кинковый фанфик" (пока буду называть так) работает по-другому. Читателю кинкового фика, чтобы собственно прочитать его, нужно отрешиться от реалистичного чтения, как бы выключить его, старательно не сопоставлять текст с реальностью - если сопоставишь, прочитаешь просто плохой текст, но не кинковый.
Для чтения кинкового фика нужно воспринять выделенную фразу специальным образом, применив штампы восприятия. Эта фраза одновременно как бы:

1. отбрасывает эмоциональную тень на случившееся раньше, т. е. на пытки, рабство, вынужденное предательство. Они становятся не тем, чем являются, а "пытками", "рабством", "вынужденным предательством" - условными, специально-фиковыми типа-страшными явлениями. Герой воспринимает все это облегченно. Т. е., если обратиться к тому, как описывает его состояние автор - герой думает о самоубийстве и находится в самом угнетенном состоянии духа. Но это все _на словах_. Но, понятное дело, эмоции героев в тексте не просто называются, они показываются, в том числе через выбранную автором интонацию. Здесь показано, что герой не так уж ужасно страдает. Страдание есть, но его одновременно нет, оно воспринимается как игрушечное, игровое, ненастоящее, а значит вызывающее удовольствие (у людей абсолютно здоровых, никакого отношения к мазохизму это не имеет). Так рождается кинк;

2. подводит читателя к тому, что случится дальше - а случится любовная связь между Трангом и Эшли. "Исправленное" прошлое не сможет помешать этой связи, ведь пытки были "не настоящие", а кинковые. Текст как бы намекает нам этим облегченным тоном после пыток - вот сейчас Эшли общество Транга не доставляет удовольствия, а потом будет доставлять. Любовной связи еще нет, даже намека на нее нет, на словах Эшли пока что вроде как испытывает по отношению к Трангу кучу негатива, но автор уже ведет к связи - менее и более прямыми намеками (этот, кажется, третий явный, если считать с самого начала). Так рождается слэш. А вот такие "подводки" создают то, что часто называют "обоснуем" для слэша. Т. е. слэш, который появился не вдруг, а после таких вот намеков - "обоснованный". Опытный слэшер хорошо видит такие намеки и воспринимает их правильно.

Правильно - это отключив "реалистическое" восприятие:
- обычную оценку содержания текста, какая бывает при чтении художественной литературы;
- соотнесение текста с опытом, полученным из реала (например, когда произносят такие фразы и думают таким образом, почему о человеке после пыток говорят именно в такой интонацией).

Как видно, это вовсе не то, что "поиск кинка в реалистической литературе" - там как правило вот таких штук нет, там торкающие моменты встроены в текст таким образом, что для их восприятия не нужно использовать специальные навыки чтения, нужно просто быть восприимчивым к этому виду "торкающего". само торкающее - реалистично, является отражением реальности, более или менее удачным, а не отрицает реальность. И я не говорю о шедеврах, а о середнячках.

Таким образом, ключевым в кинковых фиках является не наличие "торкающих" сцен, а специальные приемы, создающие кинк, они направлены на:
- отключение реалистичного чтения, реалистичного контакта с текстом;
- отрицание связи текста с реальностью;
- применение по отношению к получившимся "пустым местам" шаблонов восприятия;
- применение по отношению к получившимся "пустым местам" смешения (о котором было в предыдущем посте, и которое здесь не проиллюстрировано).

URL записи

Я думаю, именно поэтому "Забыть нельзя помиловать" вызвал такой стрем и вопли у фэндомской публики. Я специально даю ссылку на тред Фэндомной Битвы - там показательное обсуждение, а вот еще одно, на "Анонимном чтиве"

@темы: критика, фанфики

URL
Комментарии
2013-01-15 в 10:18 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
По-моему, стрем и вопли начались, когда у некоторых личностей зародилось подозрение, что текст написан Врагом. А уж когда оно подкрепилось деаноном... тут уже не важно, какой текст и о чем. А до того сплошь хвалебные отзывы, причем, большей частью адекватные. Ну да, кто хотел прочесть как кинк, прочел как кинк, сказал "спасибо, хороший кинк", и только потом запоздало начал отплевываться.

   

Альвхейм

главная